Информационная прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов является в настоящее время универсальным международным стандартом рыночного регулирования. Страны, создавшие конкурентные рынки, основное внимание уделяют информационному регулированию, обеспечивающему свободный доступ к информации, имеющей существенное значение как для органов регулирования, так и для неопределенного круга лиц (потребителей, инвесторов). В противном случае потребители (инвесторы) будут лишены возможности сделать правильный, рациональный выбор в условиях непрозрачной информационной среды. Тем самым создается информационная асимметрия на рынке, позволяющая производителям и иным субъектам рынка извлекать необоснованные преимущества, не снижая издержки и цены своих товаров (услуг).
Законодательство Российской Федерации не содержало единую основу для формирования системы стандартов раскрытия общедоступной информации в сферах естественных монополий и коммунального комплекса. В отдельных случаях законодательство даже ограничивало возможность раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, позволяя относить часть такой информации к коммерческой тайне.
Поэтому для России в целях реформирования естественно-монопольных секторов и создания конкурентных рынков в сферах железнодорожного транспорта, в области связи, услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, электроэнергетики, транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, в сфере транспортировке газа, а также в области коммунальных услуг информационное регулирование приобретало принципиально важное значение.
Актуальность обеспечения информационной прозрачности деятельности субъектов естественных монополий (далее – СЕМ) и организаций коммунального комплекса, в том числе организаций, оказывающих инфраструктурные услуги, была зафиксирована в поручениях Президента Российской Федерации и программных документах Правительства Российской Федерации. Так, согласно Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации (9 сентября 2000 г. № Пр-1895), угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности могут быть нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации, недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном.
Как свидетельствует анализ мирового опыта, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности СЕМ и организаций коммунального комплекса, и, как следствие, эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов, должно осуществляться не только механизмами контроля со стороны государства, но и путем участия в этих процессах отдельных потребителей и общества в целом. Общественный контроль в сферах деятельности СЕМ и организаций коммунального комплекса невозможен без доступа к информации о производственной, финансовой, инвестиционной деятельности. Повышение информационной прозрачности деятельности СЕМ и организаций коммунального комплекса является важным фактором роста эффективности основной деятельности и сокращения издержек указанных организаций, а, следовательно, оказывает позитивное влияние на снижение темпов роста потребительских цен и повышение уровня жизни населения.
Мировой опыт раскрытия информации субъектами естественных монополий свидетельствует о позитивной роли применения данного метода в практике регулирования. В Великобритании орган регулирования имеет право раскрывать информацию лицам, подающим жалобу и третьим сторонам в целях содействия гражданскому процессу в рамках специального законодательства в электроэнергетической и газовой сферах. В Эстонии данные, на основании которых вынесено решение органа регулирования, подлежат опубликованию. В Бельгии допускается раскрытие информации, когда указанная процедура разрешена в прямой форме. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями в сфере теплоснабжения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 г № 570 Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 г № 6 Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 № 334)
|